11 октября 2018
458

Об ответственности учёного

Иванова Екатерина Сергеевна,
кандидат психологических наук,
преподаватель Уральского государственного университета им. А.М. Горького 

Опубликовано http://rus-ege.com/articles/ivanova_rina.html

Хотела покритиковать «научные основы» введения ЕГЭ, но потом поняла, что этот эксперимент (между прочим, на живых людях, на несовершеннолетних детях) яркий пример, увы, распространенной практики, когда частные амбиции, подкрепленные госзаказом, реализуют себя широко, просторно и …безответственно. Так что позволю себе сказать про вещь экзистенциальную – про ответственность.

На тот момент, когда г-н Хлебников защитил (или был в процессе защиты) докторской диссертации, В.С. Аванесов, на работы которого он ссылается в автореферате, написал статью «Проблема становления педагогических измерений» (http://viperson.ru/wind.php?ID=435316&soch=1), где крайне критично оценивает ЕГЭ и попытки использовать результаты данного «метода измерения достижений» как критерий для отбора в вузы: «единого (универсального) метода для использования в системах оценки выпускников школ и отбора абитуриентов вузов различной профессиональной направленности нет. И быть не может. Содержание теста для отбора в вузы зависят от требований профессии к способностям испытуемых, а трудность теста - от квоты приёма». Сей момент в работе В.А. Хлебникова попросту игнорируется.

Далее В.С. Аванесов подчеркивает (и мысль эта не нова, но очень значима), что «Тестовый процесс представляет единство теории педагогических измерений с практикой разработки и применения тестов. <…> Существенные характеристики тестового процесса - направленность на развитие личности и общества, на улучшение образовательной деятельности, на гуманизм и культурность». А что мы имеем на деле? – Натаскивание на сдачу ЕГЭ. Слово натаскивание пишу без кавычек, так как и по форме, и по содержанию только таким путем и возможно аттестоваться современному выпускнику. А повышение уровня культуры, видимо, выражает себя в ловком проставлении крестиков (где – наугад, где – по наитию) в бланках КИМов.

Позволю себе еще одну объёмную цитату: «Этот экзамен определённо не тест, и не тестирование, как это поначалу преподносилось педагогическому обществу. В ЕГЭ применяются т.н. контрольно-измерительные материалы неизвестного, точнее, засекреченного качества. В первой и второй части КИМов используются внешне тестоподобные задания эмпирически неподтверждённого качества, а в третьей части содержатся экзаменационные задания запредельной трудности, за выполнение которых экзаменаторы выставляют повышенные баллы. По данным автора этой статьи, по многим территориям РФ эти баллы коррелируют отрицательно с баллами по первой и второй части. Интерпретировать этот факт можно по-всякому. Но очевидно, что при такой структуре метода складывать баллы первых двух частей с баллами третьей части КИМов неразумно. Сумма баллов испытуемых при таком сложении становится похожей на среднюю температуру по больнице». No comments …

Аванесов более 7 (!) лет пишет о некачественности и нелигитимности ЕГЭ. Ну и как тогда г-н Хлебников может утверждать, что опирается на труды этого автора? Никакой полемики на страницах автореферата (полный текст диссертации, понятно, нам недоступен) не обнаруживается.

А вот с г-жой Г.С. Ковалевой они, конечно, имеют много общего. Галина Сергеевна уверенно утверждает: «ЕГЭ – это наша собственная модель, которая выросла на традициях российского образования и вобрала в себя все самое лучшее из него», (http://vz.ru/politics/2006/10/3/51346.html). Ура, товарищи! Но скромно зададимся риторическим вопросом: а что понимает зам. директора ФИПИ под «лучшим» в нашем образовании? То, что можно измерить КИМами?

Хочется привести мнение В.С. Аванесова: «В теории педагогических измерений утверждается: качество измерения тем выше, чем лучше уровень подготовленности испытуемого соответствует уровню трудности заданий. Объективность педагогических измерений возникает как следствие интеграции методов обоснования надежности и валидности тестовых результатов. Поскольку в ЕГЭ нет ни тестов, ни других методов педагогических измерений, то объективность там должна была появиться, вероятно, из воздуха или из благих пожеланий работников бывшего министерства образования». Именно этими благими намерениями, как известно, и вымощена дорога в места не слишком приятные…».

Г.С. Ковалева, ничтоже сумняшеся, утверждает, что именно ЕГЭ позволяет оценивать ключевые компетенции учащихся. Ах, как ловко ввернула она это словосочетание, как важно и полезно показать, что реализуется компетентностный подход, а не какие-то там ЗУНы. Но тесты измеряют лишь то, что есть на данный момент (и это делают только хорошие тесты, апробированные годами!) – знания, психологические особенности, эмоциональное состояние и пр. Как можно измерить компетентности, да еще и ключевые, т.е. динамические процессы, момент реализации целостной деятельности учащегося – этого никто не знает до сих пор, а те, кто утверждают, что в ЕГЭ «развито понятие характеристической функции теста (ХФТ) как точного соответствия между первичными процентными баллами и окончательными оценками уровня подготовленности испытуемых (тестовый балл)» - пользуются нашей некомпетентностью или трусостью сказать, что сие есть ложь.

Ну и вернемся к ответственности ученого. В наше время смешно говорить про совесть и моральный долг, но жизнь показывает, что человек, который согласился «подвести научную базу» под запрос чиновников и/или политиков и принимает активное участие в насаждении – не важно чего – конечно, оставляет след в истории и даже получает научные степени, правительственные награды, но обычно именно его-то и делают ответственным за те промахи, ошибки и грубейшие просчеты, которые в итоге получаются. Так что стоит пожалеть г-на Хлебникова и иже с ним, потому что этот колосс на глиняных ногах под названием ЕГЭ уже качается и, рухнув, придавит тех, кто столь яростно его творят…

PS : переживёт ли высшее образование в России эксперимент под названием ЕГЭ в условиях демографической ямы и мирового кризиса?.. как говорила Скарлетт о ' Хара «Я подумаю об этом завтра».

----------------
Иванова Екатерина Сергеевна,
психолог образования,
кандидат психологических наук,
преподаватель Уральского государственного университета им. А.М. Горького
ivanova_rina[dog]mail.ru

 

WWW.RUS-EGE.COM 2003-2009

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован